+375 (17) 378-26-98 info@belvodokanal.by

Задать вопрос специалисту

В данном разделе вы можете задать вопрос специалисту ГПО «Белводоканал», оставить отзыв о работе объединения или направить свои предложения по совершенствованию системы ВКХ. А также ознакомиться с актуальными ответами на вопросы, касающиеся деятельности предприятий ВКХ.


     

    Представляем Вашему вниманию некоторые интересные вопросы и ответы, содержащие важную информацию

     

     

     

    Вопрос:

    Здравствуйте!

    Возник вопрос установки на фасаде жилого многоквартирного дома товарищества собственников аппарата «Живая Вода». Какой должен быть заключён договор с Товариществом собственников?

     

    Ответ:

       

    Для размещения аппарата на фасаде жилого дома необходимо получить согласие и заключить с организацией, осуществляющей управление общим совместным имуществом данного жилого дома (ТС, ЖСК и т.д.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства договор аренды.

    При этом для потребления воды из систем централизованного водоснабжения необходимо заключить договоров на оказание услуг водоснабжения в соответствии с требованиями главы 2 Правил пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 788 (далее – Правила).

    В соответствии с требованиями Правил договор на оказание услуг водоснабжения заключается следующим образом:

    — при использовании питьевой воды непосредственно из централизованных систем водоснабжения с организацией ВКХ (пункт 8 Правил);

    — при получении питьевой воды через внутридомовые водопроводные сети, входящие в границу эксплуатационной ответственности обслуживающей организации, с обслуживающей организацией (абонентом) (пункт 16 Правил).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    Скажите пожалуйста несёт ли компания, которая устанавливала оборудование на сооружение водозаборной скважины, ответственность за установленное оборудование и на протяжении какого времени? В паспорте указана гарантия на скважину (5 лет). Относится ли это и к установленному оборудованию для её обслуживания?

     

    Ответ:

    В соответствии с ч. 1 п. 66 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее -Правила) на принятые в эксплуатацию строительные объекты и выполненные строительные работы, являющиеся предметом договора, устанавливается гарантийный срок не менее пяти лет (и уменьшать этот срок нельзя, в т.ч. по соглашению сторон), за исключением:

    — технологического, инженерного, сантехнического, электротехнического и другого оборудования, материалов и изделий, использованных для строительства объектов (выполнения строительных работ), гарантийный срок на которые устанавливается законодательством или изготовителем;

    — работ по текущему ремонту, пусконаладочных работ, гарантийный срок на которые устанавливается не менее двух лет .

    При заключении договоров стороны вправе устанавливать более длительный гарантийный срок по сравнению с предусмотренным Правилами. (п. 1 ст. 710 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ч. 3 п. 66 Правил).

    В соответствии с п. 5. Положения о гарантийном сроке эксплуатации сложной техники и оборудования, утвержденного Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2008 № 952, гарантийный срок на сложную технику и оборудование (далее — продукция) определяется нормативно-технической документацией и техническими нормативными правовыми актами или договором, заключенным в письменной форме, а также может устанавливаться законодательством.

    Гарантийный срок в договоре не может быть меньше, чем в нормативно-технической документации и технических нормативных правовых актах на данный вид продукции, или установлен законодательством.

    На основании вышеизложенного, гарантийный срок на установленное на объектах оборудование определяется изготовителем.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    Подскажите срок службы счётчика на холодную воду, мне установили счётчик 2007 года, он не сломается?

     

    Ответ:

    Срок службы счетчика холодной воды устанавливается производителем в паспорте измерительного устройства,  в зависимости от типа и его модификации.

    При эксплуатации счетчика в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 сентября 1995 г. N 3848-XII «Об обеспечении единства измерений» предусмотрена поверка средства измерений, то есть проведение работ по метрологической оценке, в ходе которых подтверждается соответствие средства измерений обязательным метрологическим требованиям.

    Контроль за сроком плановой поверки приборов учета потребителей, работы по их эксплуатации, обслуживанию, плановой поверке и ремонту, замене неисправных и с истекшим сроком эксплуатации приборов учета осуществляются организацией ВКХ за счет собственных средств.

    В то же время, потребитель обязан информировать организацию ВКХ обо всех неисправностях и нарушениях в работе приборов учета, а также о срыве или нарушении целостности пломб.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    Имеют ли юридические лица/индивидуальные предприниматели право на строительство водозаборного сооружения подземных вод для обеспечения нужд собственного производства?

     

    Ответ:

    В случае наличия технической возможности использования существующих централизованных систем питьевого водоснабжения, вопрос строительства водозаборного сооружения решается в порядке установленном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 ноября 2019 г. № 746 «О строительстве водозаборных сооружений» на основании Закона Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 271-З «О питьевом водоснабжении».

    Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями строительство водозаборных сооружений подземных вод осуществляется при условии согласования предпроектной (предынвестиционной) документации на строительство водозаборных сооружений с местным исполнительным и распорядительным органом.

    Для согласования предпроектной (предынвестиционной) документации на строительство водозаборных сооружений заказчик подает в местный исполнительный и распорядительный орган заявление и представляет документы, предусмотренные пунктом 3.83 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

    Основанием для отказа в согласовании предпроектной (предынвестиционной) документации на строительство водозаборных сооружений является превышение затрат на строительство и эксплуатацию водозаборных сооружений над затратами на присоединение и потребление воды из централизованной системы питьевого водоснабжения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    Как правильно подготовить ТЗ на реконструкцию очистных сооружений?

     

    Ответ:

    Задание на проектирование должно быть оформлено в соответствии с Приложением Е к ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения» (подробнее…)

     

     

     

     

    Вопрос:

    В каких случаях при добыче подземных вод производится подсчет запасов, оценка и переоценка запасов подземных вод?

     

    Ответ:

    Необходимость оценки запасов подземных вод и постановки их на государственный учет установлены статьей 58 Кодекса Республики Беларусь о недрах от 14.07.2008 N 406-З (далее – Кодекс о недрах). Эксплуатация буровых скважин, предназначенных для добычи пресных подземных вод для централизованной системы питьевого водоснабжения и минеральных подземных вод, осуществляется только при наличии утвержденных запасов подземных вод с соблюдением требований  Кодекса о недрах и иных актов законодательства об охране и использовании недр, законодательства об охране окружающей среды, законодательства об охране и использовании вод.

    Комплекс геологоразведочных работ, направленный на изучение подземных вод с целью их категоризации и постановки на государственный баланс называют подсчетом запасов подземных вод. Подсчет запасов подземных вод часто именуют: «оценка запасов подземных вод» или «переоценка запасов подземных вод» в зависимости от цели.

    В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 24.06.1999 N 271-З «О питьевом водоснабжении», централизованная система питьевого водоснабжения — это совокупность источников питьевого водоснабжения, сооружений и устройств, функционально связанных между собой и предназначенных для добычи (изъятия), транспортировки, распределения и подачи питьевой воды к местам ее потребления, а при необходимости — для ее подготовки и хранения. Из приведенного определения следует, что наличие утвержденных запасов подземных вод необходимо для каждой, даже одиночной  буровой скважины, функционально связанной с сооружениями и устройствами централизованной системы питьевого водоснабжения для подачи (подготовки) к местам потребления, если скважина пробурена на участке недр, по которому на государственном балансе запасы подземных вод отсутствуют.

    Запасы подземных вод оцениваются на определенный срок, не превышающий 10 000 суток. По окончанию данного срока должны быть выполнены работы, позволяющие оценить текущее состояние подземных вод, проанализировать опыт прошлой эксплуатации скважины и сделать прогноз — другими словами должна быть произведена переоценка запасов подземных вод.

    В соответствии со статьей 50 Кодекса о недрах, в целях установления достоверности и обоснованности оценки запасов полезных ископаемых, принятия решения об утверждении или списании этих запасов, определения полноты и качества изученности месторождения (его части), степени его подготовленности для разработки проводится Государственная экспертиза геологической информации. Протокол государственной экспертизы геологической информации является основанием для принятия Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды решения об утверждении или списании запасов подземных вод.

    Подсчет запасов подземных вод включает в себя оценку ряда взаимосвязанных элементов:

    – определение расчетной производительности водозаборных сооружений в пределах оцениваемых месторождений и их отдельных участков;
    – оценку обеспеченности запасов подземных вод естественными, искусственными и привлекаемыми источниками формирования с учетом изменений в течение всего расчетного срока эксплуатации;
    – прогнозные расчетные понижения уровней подземных вод на конец расчетного срока эксплуатации и их сопоставление с величиной допустимого понижения;
    – прогнозные расчеты возможных изменений качества подземных вод (или обоснование его сохранения в заданных пределах без изменений в течение расчетного срока эксплуатации);
    – оценку защищенности подземных вод оцениваемых горизонтов от загрязнения;
    – расчет границ поясов зон санитарной охраны и обоснование возможности их создания;
    – оценку области влияния оцениваемого водозабора и его взаимодействия в этой области с другими существующими и проектируемыми водозаборами, а также с дренажными водопоглощающими системами, находящимися в зоне влияния оцениваемого месторождения;
    – оценку воздействия оцениваемого водозабора в области его влияния на поверхностные водные объекты, а также другие компоненты природный среды, которые могут быть подвержены изменениям вследствие добычи подземных вод (снижение уровня вод, оседание земной поверхности, активизация экзогенных геологических процессов и др.);
    – геолого-техническое обоснование возможности освоения оцениваемого месторождения, включая схему и конструкцию водозаборных сооружений, а также расчетные дебиты скважин;
    – классификацию подсчитанных запасов по категориям и оценку их подготовленности к последующим этапам проектирования или эксплуатации.

    Данные требования будут закреплены ГеоНиПом «Охрана окружающей среды и природопользование. Недра. Подземные воды. Нормы и правила рационального использования и охраны недр при геологическом изучении недр. Классификация запасов подземных вод и правила ее применения», разработка которого ведется с 2018 г и близка к завершению.

    В настоящее время применяются в работе рекомендации изложенные в ТКП 17.04-03-2007 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Недра. Правила оценки эксплуатационных запасов питьевых и технических подземных вод по участкам недр, эксплуатируемым одиночными водозаборами»; ТКП 17.04-04-2007 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Недра. Правила применения классификации эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод к месторождениям питьевых и технических вод».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    Какие разрешительные документы должны иметь организации, осуществляющие бурение скважин для добычи подземных вод глубиной более 20 метров?

     

    Ответ:

    Субъекты хозяйствования, осуществляющие  бурение скважин обязаны иметь разрешение (свидетельство) на право бурения скважин для добычи твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых глубиной более 20 метров, выдачу которого осуществляет Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпромнадзор) в соответствии с пп. 20.1.12. Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

    Разрешения (свидетельства) выдаются Госпромнадзором на основании установления у субъекта хозяйствования:

    — в штате работников соответствующего профиля для выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) в области промышленной безопасности, для которых работа в данной организации является основным местом работы, а также документов, подтверждающих их квалификацию и проверку знаний;

    — на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании необходимых для осуществления заявленной деятельности инженерно-технического оснащения, производственной базы (помещения, оборудование), соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;

    — технической (технологической) документации, государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов, содержащих требования промышленной безопасности к выполнению отдельных видов работ (оказанию отдельных видов услуг), которые планирует выполнять (оказывать) субъект промышленной безопасности.

    Следует знать, что самовольное бурение скважин влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до трехсот базовых величин (ст. 15.52 КоАП).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    Каков механизм освобождения товаров, работ и услуг от НДС, таможенных пошлин, косвенных налогов и других платежей в рамках реализации инвестиционного проекта (Проект), финансируемого за счет кредитных средств международной финансовой организации (МФО) с привлечением грантовых средств в виде международной технической помощи (МТП)?

     

    Ответ:

    Необходимость освобождения оборудования и материалов, импортируемых в целях реализации инвестиционных проектов, от таможенных пошлин, как правило, установлена в соответствующих Кредитных соглашениях. Освобождение от таможенных пошлин должно полностью соответствовать процедурам, установленным белорусским законодательством (подробнее…)

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    Как правильно подобрать загрузку для станции обезжелезивания?

     

    Ответ:

    Назначением станций обезжелезивания подземных вод является производство питьевой воды из подземных вод, содержащих железо (и марганец) в повышенных концентрациях. В соответствии с требованиями Санитарных правил и норм СанПиН 10-124 РБ 99», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 19 октября 1999 г. № 46. содержание железа не должно превышать 0,3 мг/л, марганца — 0,1 мг/л.

    Особенностью природных вод является наличие в них других компонентов, различных по качественным и количественным характеристикам и усложняющих процесс водоподготовки. Вследствие этого в каждом конкретном случае следует адаптировать по отношению к конкретной воде даже апробированные методы водоподготовки.

    Разные типы железа по-разному проявляют свои свойства. Чаще всего в воде присутствует сочетание нескольких или всех типов железа. Однако, из-за отсутствия утвержденных методов определения количества органического, коллоидного или бактериального железа в воде без предварительных мероприятий довольно сложно подобрать необходимую загрузку для эффективной работы станции обезжелезивания.

    В соответствии с подпунктом 9.12.11 Строительных норм Республики Беларусь СН 4.01.01.2019 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», методы обезжелезивания воды, фильтрующие материалы и реагенты следует принимать на основании результатов инженерных изысканий, выполненных непосредственно у источника водоснабжения.

    Поэтому, для правильного выбора загрузки станции обезжелезивания, проведение пробного обезжелезивания является обязательным процессом на этапе выбора технологии водоподготовки.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    При выполнении каких видов работ может применяться «Желтая книга» ФИДИК 1999?

     

    Ответ:

    Проформа «Желтая книга» ФИДИК 1999 рекомендуется при поставке и монтаже электрического и/или механического оборудования, а также при разработке проекта и выполнении строительных или инженерных работ, включая пусконаладочные работы (подробнее…)

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    Имеет ли право предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (далее – Проектное предприятие), определенное Заказчиком по реализации инфраструктурного проекта, отказаться от реализации данного проекта (либо от части выделенного займа) после заключения Кредитного соглашения между Республикой Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития, а также Субкредитного соглашения между Республикой Беларусь и Проектным предприятием ВКХ?

     

    Ответ:

    Раздел 3.08 «Аннулирование» Стандартных положений и условий Европейского банка реконструкции и развития от 1 октября 2018 года предусматривает по отношению к Заемщику следующее:

    а) Заемщик вправе аннулировать всю предоставляемую сумму или ее часть в любую дату уплаты процентов, предварительно и не позднее чем за 30 Операционных дней уведомив об этом ЕБРР в письменной форме, причем данное уведомление является безотзывным и имеющим обязательную силу для Заемщика. Такое аннулирование производится в сумме, как минимум, равной меньшему из:
    i) Минимальной аннулируемой суммы; и
    ii) Предоставляемой суммы.

    b) В случае любого аннулирования Заемщиком согласно подразделу а) настоящего раздела:
    i) Заемщик уплачивает ЕБРР в дату аннулирования все причитающиеся, но еще неуплаченные на эту дату Сборы, а также комиссию за аннулирование в размере одной восьмой процента (0,125%) от аннулируемой основной суммы Кредита, за исключением сумм, аннулируемых согласно разделу 7.02 а)*;
    ii) аннулируемая сумма удерживается из Предоставляемой суммы, не выбранной на дату аннулирования;
    iii)   аннулируемая сумма вычитается в соразмерных долях из сумм, подлежащих погашению в каждую дату погашения основной суммы Кредита после даты такого аннулирования.

    Вышеописанные условия применимы в отношении Заемщика, т.е. Республики Беларусь, а Республика Беларусь по условиям Кредитного соглашения предоставляет субкредит Проектному предприятию для целей реализации проекта.

    В случае принятия решения Проектным предприятием об отмене субкредита, Проектное предприятие уплачивает Заемщику в оговоренные сроки в Субкредитном соглашении комиссию за аннулирование, которая равна одной восьмой части одного процента (0,125 %) от основной суммы отменяемого субкредита.
    ________________________________
    Раздел 7.02. Аннулирование Банком
    а)        Если в какой-либо момент времени и после консультаций с Заемщиком и Гарантом Банк определит, что какая-либо сумма Кредита не потребуется для оплаты расходов на Проект, финансируемых средствами Кредита, ЕБРР может, уведомив об этом Заемщика и Гаранта, аннулировать такую сумму Кредита. В Последнюю дату использования Кредита любая оставшаяся неизрасходованной Предоставляемая сумма автоматически аннулируется.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    Организация ВКХ просит разъяснить, должно ли производиться начисление  платы за водоснабжение, если в квартире никто не зарегистрирован и никто не проживает (со слов собственника), а счетчика на воду в квартире нет.

     

    Ответ:

    Согласно нормам Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014г. № 571 (далее – Положение) плата за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации) в жилых домах, не оснащенных приборами индивидуального учета расхода воды, взимается с плательщиков жилищно-коммунальных услуг исходя из норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат (пункт 36-2 Положения).

    При отсутствии проживающих (зарегистрированных по месту жительства) граждан количество израсходованной воды в жилых помещениях, не оснащенных приборами индивидуального учета расхода воды, определяется исходя из норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, и условного количества граждан, определенного путем деления общей площади жилого помещения на 20 кв. метров с учетом округления в меньшую сторону до целого числа и равного одному, если общая площадь жилых помещений менее 20 кв. метров.

    На основании вышеизложенного, в случае отсутствия прибора индивидуального учета расхода воды и зарегистрированных в жилом помещении граждан начисление платы за водоснабжение осуществляется на основании норм водопотребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, условного количества граждан и тарифа, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    При реализации инвестиционного проекта на условиях FIDIC (Желтая книга) заказчик принял объект в эксплуатацию в соответствии с белорусским законодательством и начал эксплуатировать объект до получения акта-сдачи приемки от Инженера, не будет ли это фактом того, что объект принят и по условиям контракта FIDIC?

     

    Ответ:

    Подпункт 10.2 (Приемка части объектов) Общих условий договора ФИДИК (1999) гласит, что Заказчик не должен использовать какую-либо часть Объектов (за исключением случаев их использования в качестве временной меры, которые должны быть либо предусмотрены Контрактом, либо согласованы между Сторонами) до тех пор, пока Инженер не выдал Акт сдачи-приемки для этой части. Если, тем не менее, Заказчик использовал какую-либо часть Объектов до выдачи Акта сдачи-приемки:

    (а) используемая часть должна считаться принятой в тот день, когда началось ее использование;
    (б) с этой даты прекращается ответственность Подрядчика за обеспечение сохранности этой части, и ответственность переходит к Заказчику;
    (в) Инженер обязан по просьбе Подрядчика выдать Акт сдачи-приемки на эту часть.

    Подрядчик может попытаться сослаться на данный подпункт Общих условий договора после госприемки объекта в эксплуатацию в соответствии с белорусским законодательством и обратиться к Инженеру с просьбой, выдать Акт сдачи-приемки, однако Инженер вправе отказать Подрядчику в его требовании по следующей причине — в договоре четко прописано, на основании подпункта 5.6 (Исполнительные документы), подпункта 5.7 (Руководства по техническому обслуживанию и эксплуатации), подпункта 8.2 (Срок завершения работ) и пункта 9 (Испытания по завершению строительства) Подрядчик обязуется, в целях получения Акта сдачи-приемки, в числе прочих обязанностей, выполнить следующие действия в последовательном порядке:

    — завершить работы в соответствии с подпунктом 8.2;
    — предоставить полные и окончательные документы в соответствии с подпунктами 5.6 и 5.7 – включает в себя соответствующие программы испытаний, согласованные Инженером;
    — предоставить Инженеру уведомление не менее чем за 21 день о дате, после которой Подрядчик будет готов провести каждое из испытаний по завершении строительства;
    — в соответствии с пунктом 9 выполнить пусконаладочные работы и испытания, и прочие возможные эксплуатационные испытания, подтверждающие соответствие работ критериям эффективности, согласованным в требованиях Заказчика. Этот период тестирования не должен интерпретироваться Подрядчиком, как «Заказчик использует объект», следовательно, участие Заказчика в тестовой эксплуатации является частью договора;
    -предоставить Инженеру, после его согласования, заверенные отчеты о результатах каждой категории испытаний.

    В случае невыполнения вышеописанных действий, подпункт 10.2 Общих условий договора ФИДИК (1999) не является регулирующим для исполнения требования Подрядчика о выдаче Инженером Акта сдачи-приемки.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    В соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства № 86 «О премировании» установлен запрет на выплату премии руководителю организации в случае наличия сверхнормативных потерь и неучтенных расходов воды.  

    Какой норматив потерь и неучтенных расходов воды необходимо использовать организации жилищно-коммунального хозяйства, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения (канализации), для соблюдения требований данного приказа.

     

    Ответ:

    Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее – Минжилкомхоз) от 1 августа 2013 г. № 86 «О премировании» (далее – Приказ № 86) установлено, что начисление и выплата всех видов премий руководителям организаций, допустившим сверхнормативные потери тепловой энергии и воды и (или) превышение удельных норм расхода топливно-энергетических ресурсов при предоставлении услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, запрещены.

    Порядок расчета норматива потерь и неучтенных расходов воды установлен Инструкцией о порядке расчета потерь и неучтенных расходов питьевой воды из централизованных систем питьевого водоснабжения населенных пунктов, утвержденной постановлением Минжилкомхоза 31.08.2005 № 43 (далее – Инструкция).

    В соответствии с разъяснениями Минжилкомхоза, при начислении и выплате премий руководителям организаций в соответствии с Приказом №86 целесообразно руководствоваться значениями данного показателя, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами.

    Справочно: Норматив потерь и неучтенных расходов воды утверждается местными исполнительными и распорядительными органами на срок до 5 лет (пункт 6 Инструкции).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    В рамках инфраструктурного проекта осуществляется реконструкция объекта ВКХ по условиям контракта FIDIC (Желтая книга). Финансирование объекта строительства определено за счет заемных средств Европейского банка реконструкции и развития.

    При наступлении даты истечения Гарантийного периода (на объект строительства — 5 лет) Инженер должен заверить вторую половину суммы удержания к уплате Подрядчику.

    Как в Гарантийный период избежать выплат комиссии за резервирование средств, которая начисляется банком на остаток не отмененных и не снятых средств кредита?

     

    Ответ:

    Общие условия контракта FIDIC (1999) дают определение термину «сумма удержания», который обозначает накопленные суммы удержания, производимые Заказчиком в соответствии с Пунктом 14.3 (Обращение за Промежуточным платежным сертификатом) и выплачиваемые, в соответствии с Пунктом 14.9 (Выплата суммы удержания).

    Исчисляется сумма удержания путем применения указанного в Приложении к Оферте процента удержания к итогу указанных сумм в Отчете Подрядчика, на получение которых Подрядчик имеет право, до тех пор, пока удержанная таким образом Заказчиком сумма не достигнет лимита суммы удержания, указанного в Приложении к Оферте.

    В соответствии с пунктом 14.9 Общих условий контракта FIDIC, после выдачи Заказчиком Акта сдачи-приемки всех Объектов и прохождения Объектами всех обусловленных испытаний (включая Испытания после завершения строительства, Инженер должен заверить первую половину суммы удержания к уплате Подрядчику. Если Объекты принимаются Частями, то, после прохождения какой-либо Частью всех испытаний, заверяется и выплачивается Подрядчику соответствующий этой Части процент первой половины суммы удержания.

    П.66 постановления Совета Министров Республики Беларусь №875 от 30.06.2011 устанавливает гарантийный срок на принятые в эксплуатацию объекты пять лет, за исключением технологического и инженерного оборудования, гарантийные сроки на которое установлены заводом-изготовителем и, при наступлении даты истечения Гарантийного периода Инженер должен заверить вторую половину суммы удержания к уплате Подрядчику. Если Акт сдачи-приемки Объекта выдан для Части Объектов, то соответствующий процент от второй половины суммы удержания должен быть заверен и выплачен Подрядчику сразу по окончании срока действия Гарантийного периода для данной Части Объектов.

    Действительно, сумма удержания будет являться не снятым остатком денежных средств, и банк будет начислять на данную сумму комиссию за резервирование средств по установленной ставке, с установленной периодичностью и на протяжении Гарантийного периода.

    Выходом из данной ситуации может быть следующее. Вторая половина суммы удержаний выплачивается Заказчиком в пользу Подрядчика вместе с первой половиной при условии успешного окончания испытаний после их завершения. В свою очередь, Подрядчик предоставляет Банковскую гарантию на сумму второй половины удержаний, которая будет выплачена вместе с первой половиной удержаний. Но это изменение условий контракта, которое потребует заключения дополнительного соглашения к Контракту между Заказчиком и Подрядчиком, после получения согласования всех заинтересованных сторон, участвующих в реализации проекта.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    Возможно ли установление временного отступления от гигиенического норматива содержания бария в питьевой воде на уровне 0,2 мг/дм3 (при допустимой величине 0,1 мг/дм3)?

     

    Ответ:

    Согласование отступлений от гигиенического норматива для веществ в воде централизованных систем питьевого водоснабжения (СанПиН 10-124 РБ 99 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»), нормируемых по лимитирующему санитарно-токсикологическому показателю вредности, в том числе для бария, действующим законодательством не предусмотрено.

    Вместе с тем, по данным Государственного учреждения «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», в 2019 году были начаты исследования, направленные на оценку рисков здоровья населения, ассоциированных с барием, с учетом его комплексного поступления в организм человека (для населения Республики Беларусь). По результатам выполненных работ корректировка норматива предельно допустимой концентрации бария в питьевой воде будет научно обоснована и утверждена (2021 год, утверждение – 2022 год).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    Предприятию ВКХ решением областного исполнительного комитета установлен предельный максимальный тариф на услуги водоснабжения. Имеет ли право организация ВКХ при заключении с субъектами хозяйствования новых договоров на услугу водоснабжения предусматривать применение в расчетах с ними тарифа, который ниже, чем предельно допустимый тариф, установленный решением облисполкома.   

     

    Ответ:

    В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72) услуги по водоснабжению, водоотведению (канализации), оказываемые юридическим лицам организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства, а также физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям), эксплуатирующим нежилые помещения, регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом.

    Решением областного исполнительного комитета об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги могут быть установлены различные тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения (канализации) для отдельных потребителей или групп потребителей. В случае необходимости установления иных тарифов для отдельных абонентов необходимо ходатайствовать о внесении дополнений в соответствующее решение облисполкома с представлением экономических расчетов, подтверждающих уровень тарифов, в соответствии с подпунктом 2.1-1 пункта 2 Указа № 72.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    В зоне обслуживания организации ВКХ имеются многоквартирные и блокированные жилые дома, не подключенные к  централизованной системе водоотведения и имеющие локальную канализацию (водонепроницаемые выгребы, накопители). Как правильно производить расчет с потребителями, проживающими в данных домах за услугу по вывозу стоков из сооружений локальной канализации – как за услугу водоотведения (канализации) или как за услугу по обращению с жидкими коммунальными услугами.

     

    Ответ:

    В соответствии с  подпунктом 36-2 пункта 36 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571 (далее – Положения), в многоквартирных жилых домах, оборудованных локальной канализацией, предусмотрено начисление платы за услуги водоотведения (канализации) по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством.

    Справочно: Плата за услуги водоотведения (канализации) в многоквартирных жилых домах (жилых и нежилых помещениях), не оборудованных централизованными системами канализации и оборудованных локальной канализацией, взимается с плательщиков жилищно-коммунальных услуг в порядке, предусмотренном в пунктах 36 и 38 Положения, частях первой и второй  пункта 36-2 Положения.

    В иных случаях (в одноквартирных и блокированных домах) расчет за оказанные услуги по обращению с жидкими коммунальными услугами производится по тарифу, сформированному на основании плановых затрат, рассчитанных в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию затрат на оказание услуг по обращению с жидкими коммунальными отходами, утвержденными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29.03.2019  № 20.

    Справочно: Блокированный жилой дом — жилой дом, состоящий из двух и более квартир или двух и более квартир и вспомогательных помещений, каждая из которых имеет вход непосредственно с придомовой территории. Одноквартирный жилой дом — жилой дом, состоящий из одной квартиры, имеющей вход непосредственно с придомовой территории.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    Расчеты за услуги водоснабжения с садоводческими товариществами предполагают использование тарифа для юридических лиц, который значительно превышает тариф на услуги водоснабжения для населения. Организация ВКХ просит разъяснить, имеется ли возможность заключения договора на оказание услуг водоснабжения с членами садоводческих товариществ как физлицами. 

     

    Ответ:

    В настоящее время действующие нормативные документы не предусматривают возможность оказания услуг водоснабжения членам садоводческих товариществ как потребителям.

    В качестве варианта, позволяющего снизить финансовую нагрузку на садоводческие товарищества, возможна разработка отдельного тарифа на услуги водоснабжения для садоводческих товариществ, включающего плановую себестоимость и минимальную рентабельность, например, 5 процентов. Оказание данной услуги льготируется по налогу на добавленную стоимость, поэтому разница между таким тарифом и тарифом для населения будет минимальна. Подобная практика применяется в расчетах за услуги водоснабжения предприятиями ВКХ Минской области (приложение 2 к решению Минского областного исполнительного комитета от 19 февраля 2019 г. № 125 «О регулировании тарифов на коммунальные услуги»).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    Необходима ли разработка предпроектной документации на реконструкцию очистных сооружений, если реконструкция будет проводиться за счет средств Всемирного банка?

     

    Ответ:

    В ответ на Ваше обращение сообщаем, что необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение требований ч. 1 п. 1 ст. 51 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь, пп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь№ 26 от 14.01.2014г. «О мерах по совершенствованию строительной деятельности», а также ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная документация. Состав и порядок разработки».

    Справочно: До разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов, относимых в соответствии с классификацией, установленной Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, к первому — четвертому классам сложности (за исключением возведения объектов по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам), разрабатывается предпроектная (прединвестиционная) документация, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которой определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду (в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе), экономическая целесообразность осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов, требования к земельному участку (при возведении, реконструкции объектов), варианты объемно-планировочных и технологических решений, сведения об инженерных нагрузках, а также источники и объемы финансирования, расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов.

    «Проект технического задания на разработку предпроектной (прединвестиционной) документации» (имеет рекомендательный характер)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    Организация ВКХ просит разъяснить различия в терминах «отведенные стоки в канализацию», «пропуск сточных вод», «поступление сточных вод» и «перекачка и очистка сточных вод от всех потребителей».

     

    Ответ:

    В соответствие с пунктом 3 Инструкции о порядке планирования и калькулирования затрат на оказание отдельных жилищно-коммунальных услуг, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 15 апреля 2016 г. № 13 единицей планирования и калькулирования затрат на оказание услуги водоотведения (канализации) является 1 куб. метр отведенных стоков в канализацию.

    В соответствие с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2006 г. № 54 «Об утверждении  Положения о порядке формирования и применения планово-расчетных цен на жилищно-коммунальные услуги» расчет планово-расчетных цен по водоотведению (канализации) собственному осуществляется также за 1 куб. метр отведенных стоков в канализацию.

    В разделе II ведомственной отчетности Отчет по формированию себестоимости затраты на 1 куб. метр отведенных и очищенных стоков в канализацию определяются делением затрат на оказание услуг водоотведения (канализации), всего (строка 2) на объем перекаченных и очищенных стоков от всех потребителей, всего (строка 1.3).

    Таким образом, для целей планирования и калькулирования, объем отведенных стоков и перекаченных и очищенных стоков представляет собой объем стоков, поступивших от абонентов и потребителей за отчетный период в соответствии с  заключенными договорами, а также объем стоков, поступивших от структурных подразделений (в соответствии с учетной политикой) и определяются по данным абонентской службы организации.

    Пропуск сточных вод через очистные сооружения (строка 94 раздела II ведомственные отчетности «Сведения об эксплуатации водопроводных и канализационных сооружений») и поступило сточных вод, всего (строка 1.1 раздел II «Отчета по формированию себестоимости») определяется по показаниям измерительных приборов на этих сооружениях и составляет общий объем стоков, поступившей на очистные сооружения за отчетный период.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопрос:

    Что представляет собой банковская гарантия при реализации инвестиционного проекта по условиям контракта ФИДИК? Какой механизм её работы?

     

    Ответ:

    Предлагаем ознакомиться с документом, содержащим ответы на часто задаваемые вопросы о банковской гарантии при реализации инвестиционного проекта по условиям контракта ФИДИК.